Каршеринг в Беларуси: рынок еще не насыщен
19.09.2019В Беларуси работают уже несколько компаний, предлагающих услуги по аренде авто. На наши вопросы отвечает руководитель проекта по каршерингу West Group Вероника ШРУБОК:
– Удалось ли окупить вложенные в проект инвестиции?
– Наша компания стала прорабатывать проект по каршерингу, когда эта ниша в Республике Беларусь была совершенно свободна. Мы провели тестовый выход, используя всего 15 единиц транспорта, и просчитали на этом тесте все: интерес клиентов, плановые и форс-мажорные затраты, особенности эксплуатации автомобилей каршеринга клиентами и обеспечение их сохранности и комплектности в процессе аренды. Сегодня мы можем уверенно утверждать, что каршеринг – перспективное направление и спрос на данный тип аренды стремительно растет. Удалось ли окупить вложенные средства в данный сервис – однозначно, да!
– Вы вошли на рынок первыми, но сейчас появилось несколько конкурентов. Сложнее стало работать?
– Можно сказать, что конкуренты нам на рынке помогают! Поясню почему. Как таковых конкурентов в Минске сейчас нет по той причине, что на данном этапе развития каршеринга то количество автомобилей, которое суммарно присутствует у всех компаний на рынке, не удовлетворяет всей потребности в авто у желающих арендовать их. Мы просчитывали примерное нужное количество транспортных единиц, способное покрыть Минск таким образом, чтобы на карте в приложении всегда была машина рядом, и эта цифра составляет 2-3 тыс. авто. Стоит отметить: осведомленность жителей страны и ее гостей о сервисе постоянно растет и это доказывает то, что мы двигаемся в правильном направлении, т.к. на первоначальном этапе о каршеринге знало лишь молодое поколение 18-25 лет. На сегодняшний день о каршеринге знают и пользуются этой услугой граждане постарше. Каршерингу нужно было время для адаптации в стране, и теперь сервис изучен, протестирован. Рынок каршеринга еще не насыщен. Но, поскольку на нем появилось несколько компаний, предлагающих такие услуги, все пытаются подчеркивать свою уникальность. Отличительные особенности в нашем сервисе тоже есть – разнообразие автопарка, выбор авто по типу КПП, цвету. И наши авто не имеют оклейки, что очень удобно! Также мы являемся участниками масштабного государственного проекта «Карта Гостя».
– С какими основными проблемами приходится сталкиваться?
– Как показывает практика, основная проблема сервиса – передача авто третьим лицам и вождение в нетрезвом состоянии. Мы призываем всех пользователей сервиса ответственно подходить к услуге, изучению договора, поскольку, прежде всего, они отвечают за жизнь свою и жизнь пассажиров в автомобилях в процессе аренды. Текущие постоянные проблемы в сервисе также известны – повреждения авто, несоблюдение ПДД, в частности, превышение скоростного режима, несоблюдение правил парковки и стоянки ТС (вследствие чего происходит эвакуация). Также стоит отметить технику эксплуатации автомобиля – не всегда клиент бережет машину, что чревато дорогим ремонтом. Отметим, что все автомобили застрахованы по системе АвтоКАСКО. Безусловно, большее количество клиентов нашего сервиса все же ответственно подходят к правилам пользования ТС, за что мы им благодарны!
– Кто они, клиенты каршеринга? Какие тарифы наиболее востребованы?
– Большинство клиентов нашего сервиса – автолюбители, имеющие водительское удостоверение и не имеющие собственного автомобиля. Далее стоит выделить бизнесменов, зарабатывающих достаточно хорошие деньги и анализирующих свои расходы. Поясню, порой выгоднее и удобнее взять авто в каршеринге, чем использовать свое или брать такси. Далее стоит выделить среднестатистических граждан страны и ее гостей, которые нуждаются по каким-то причинам в транспорте. Например, свой автомобиль отдан в ремонт, а передвигаться на такси накладно и неудобно. Также порой на поездки за город выгоднее взять авто в каршеринге. Еще каршеринг используют те, кто ранее передвигался лишь в такси, а теперь понял – каршеринг позволяет эффективнее контролировать свое время, что сегодня очень важно. Отдельно следует отметить выгодные поездки в/из аэропорта – стоимость поездки ниже в 2-2,5 раза! По тарифам наблюдается следующее: в будни в основном используется тариф «Минутный», в пятницу и в выходные преобладает тариф «Суточный».
– Приходилось ли вам слышать мнение, что каршеринг выгоднее владения собственным автомобилем?
– Здесь нет однозначного ответа. Кому-то выгоднее, т.к. каршеринговые авто в сравнении со своим личным не нужно обслуживать пользователю, менять шины в сезон, проходить технический осмотр, страховать. В минутном тарифе клиент не заправляет авто! Если сесть и произвести расчеты по содержанию своего личного ТС и пользованию каршеринговым, то показатели будут отличаться в зависимости от периодичности эксплуатации автомобиля.